Философия Пифагора: теорема не главное
Редакция Puzzle BrainОписание
Каждому из нас знакомо из школьной программы имя Пифагора как создателя теоремы об отношении сторон прямоугольного треугольника, но мало кто знает, что вклад древнегреческого учёного не ограничивается областью математики.
Пифагор Самосский (XI в. до н.э.) условно относится к группе философов, объединенных термином “досократики”, в традициях этого периода принято рассматривать человека неразрывно с окружающим миром,а мир со всеми его объектами, в свою очередь, составляет “cosmos”. Это понятие является одним из ключей к пониманию мировоззрения древних греков: cosmos в переводе с древнегреческого - мир, порядок, устройство. Интересно, что одно и то же слово обозначает и “мир”, и “порядок” одновременно, т.е. эти понятия настолько близки, что практически тождественны.
Советский философ Лосев сводит описание сути античного понятия “cosmos” к трём словам - ряд, наряд, порядок. Условно можно объяснить это так: ряд - наличие элементов, наряд - наличие у элементов индивидуальных признаков, их отличающих и “украшающих”, порядок - последовательность, системность упорядоченность, т.е. cosmos - гармония уникальных элементов.
В сознании античного человека окружающая действительность априори прекрасна. Так, хорошо знакомое нам слово “косметика” (наука об украшении) также образована от греческого корня “cosmos”.
Но как описать прекрасное? По каким критериям мы можем оценить, что какой-то человек красив, а другой уродлив? Пифагор дает ответ в духе гениального математика - числом.
По Пифагору, вообще решительно всё есть число, следовательно, и прекрасное - это тоже число, а именно, прекрасное есть соразмерное или по-гречески “симметричное” (целое, части которого соотносятся в правильном соотношении), что мы наглядно видим в архитектуре и скульптуре Древней Греции. Пропорции человеческого тела в произведениях этого периода выверены до миллиметра, например, уровень пупа должен делить идеальную мужскую фигуру в пропорции золотого сечения (от макушки до пупа 0,38, от пупа до пяток 0,62 и пр.). Только человек правильных пропорций считался красивым.
Хорошо, допустим, с человеком понятно, но как же быть с искусством - музыкой, например. Согласно Пифагору, красота музыки - это опять же про пропорции. Он занимался вопросом о том, в каком случае 2 звука, производимые одновременно, звучат приятно, образуют консонанс, а в каком случае - неприятно, образуя диссонанс, и пришёл к точным выводам.
Как мы знаем, чем струна длиннее, тем звук ниже, и наоборот, чем струна короче, тем звук выше. Пифагор путём своих подсчётов и исследований пришёл к выводу, что два звука звучат приятно в том и только в том случае, если длины двух струн находятся в простых математических соотношениях: например, одна струна 1 - вторая вдвое короче, одна струна 1 - вторая ⅔, одна струна 1 - вторая ¾ . Эти три случая исчерпывают список совершенных консонансов. И самое невероятное, что вплоть до нашего времени эти положения остаются неоспоримыми, хоть порой и сложно поверить, что категории “приятно” и “неприятно” в слуховом ощущении (это же просто восприятие уха и не больше) можно описать математическими пропорциями.
Кстати, в период Средних веков - наследника Античности - в список наук о числе, изучаемых в университетах (так называемый квадривиум), входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Кому-то может показаться странным называть музыку наукой, но называть её наукой о числах кажется ещё более странным, но не для нас - мы-то теперь знаем, что со времён Пифагора музыкальная гармония есть математика.
Обобщить все вышеупомянутые примеры можно одной главной фразой учеников Пифагора: “Всё есть число”. Всё можно сосчитать числом, описать числом и оценить числом - будь то даже красота.
Звучит фатально для тех из нас, кто, подвергнув свою красоту оценке согласно идеальным пропорциям, пришёл к неутешительному выводу о своём полном несоответствии. К счастью, современный мир не так строг и ценит индивидуальность. К тому же, как известно, если и встречают по внешности, то провожают всё же по уму.
Подвести итог размышлений о красоте будет уместно цитатой современника Пифагора, одного из “семи мудрецов” досократического периода - Бианта Приенского: “Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасно - поступай прекрасно, а если безобразным - то исправляй природный недостаток добропорядочностью”.
Иными словами, какой бы ни была твоя внешняя оболочка, любые природные недостатки можно компенсировать поступками.